Скачати 0.55 Mb.
|
| Индексы и индикаторы устойчивого развития Тарасова Н. П., член-корр. РАН, проф., Кручина Е. Б., к.э.н. Введение Необходимость в разработке индикаторов устойчивого развития была отмечена в «Повестке дня на 21 век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Глобальная программа «Повестка дня на XXI век» была призвана подготовить мировое сообщество к решению проблем, с которыми цивилизация столкнулась, вступая в XXI век. Документ сгруппирован в четыре раздела: социальные и экономические аспекты; сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития; усиление роли основных групп населения; средства осуществления. В 40-ой главе этого документа («Информация для принятия решений») отмечено: «В целях создания надежной основы для процесса принятия решений на всех уровнях и содействия облегчению саморегулируемой устойчивости комплексных экологических систем и систем развития необходимо разработать показатели устойчивого развития». Контроль за достижением целей устойчивого развития, управление этим процессом, оценка эффективности используемых средств и уровня достижения поставленных целей требуют разработки соответствующих критериев и показателей — индикаторов устойчивого развития. В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Этим занимаются ведущие международные организации: ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская комиссия, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SCOPE) и др. Эта проблема рассматривается на различных международных конференциях и семинарах. Хотя разработка индикаторов устойчивого развития еще далека от завершения, однако уже предложены проекты индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого, даже для отдельных населенных пунктов и предприятий. Следует отметить такие проекты по разработке индикаторов устойчивого развития как:
Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной и дорогостоящей процедурой, требующей большого количества информации, получить которую бывает сложно, а иногда и просто невозможно. Обилие индикаторов, входящих в систему, затрудняет их использование во многих странах в связи с отсутствием необходимых статистических данных. ^ .
Под индикатором понимается показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индекс – это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи. Обычно индикаторы описывают явления или состояния окружающей природной среды и всегда указывают на нечто, находящееся вне прямого рассмотрения. Существует множество причин, объясняющих это: непосредственное наблюдение иногда является слишком дорогостоящим; область наблюдения, находящаяся вне прямого рассмотрения, является будущим. Однако часто для решения, принимаемого сегодня, большую важность имеет информация, относящаяся к будущему. Вероятно, обилие разработанных индикаторов позволит получить информацию об этом будущем. Например, при планировании мероприятия на будущее мы обращаемся к прогнозу погоды: глядя на барометр, узнаем давление воздуха, которое служит индикатором будущих погодных условий. Другим примером может служить индекс цены акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее. Индикаторы будущего являются обязательными для многих повседневных решений, но они, конечно, могут иметь недостатки, и даже при детальной проработке они будут оставаться несовершенными, ибо будущее – terra incognita. ^ 1) Индикаторы используются для обоснования принимаемого решения посредством количественной оценки и упрощения. 2) Индикаторы помогают интерпретировать изменения. 3) Использование индикаторов позволяет выявлять недостатки в природопользовании. 4) Индикаторы позволяют облегчить доступ к информации для разных категорий пользователей. 5) Индикаторы облегчают обмен научно-технической информацией. Являясь инструментом для поддержки решений и планирования, индикаторы также могут выполнять важную коммуникативную функцию. Так индикаторы состояния окружающей среды информируют общественность и привлекают внимание к определенным экологическим угрозам. Это часто мобилизует людей для самостоятельного принятия необходимых мер или обращения за помощью к представителям властей или частным компаниям. ^ Мировой опыт в области разработки индикаторов устойчивого развития показывает, что существуют два подхода к их построению:
2) построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:
^ 2.1.1 Система индикаторов, разработанная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР ООН). Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития разработана КУР ООН (табл.1). Индикаторы разбиты на основные группы:
Предложенные в проекте индикаторы требуют специальных преобразований, приспособления к конкретным условиям, а в некоторых случаях — расширения для отдельных стран. Индикаторы разбиты на три категории с учетом их целевой направленности:
Таблица 1 ^
Источник: [2]. Отбор индикаторов первоначально осуществлялся по схеме ОЭСР, где выделены 4 типа индикаторов: давление (на окружающую среду), состояние (окружающей среды), влияние (на окружающую среду), реакция (необходимые мероприятия). Окончательный список состоял из 134 индикаторов. Обсуждения и пилотные проекты показали, что список излишне длинный и усложняет работу по оценке и анализу на национальном уровне. Произошел частичный отказ от схемы индикаторов по типам в пользу схемы «тема – подтема – индикатор» (Indicators of Sustainable Development, UN, 2001). По каждой из областей определяются ключевые темы, которые детализируются по подтемам и затем сводятся к минимальному набору индикаторов. Основной акцент сделан на возможность принятия политических решений. В области экономики выделено две темы: экономическая структура и производство - потребление. Экономическая структура представлена тремя подтемами: экономика, торговля, финансы. Производство и потребление включает 4 подтемы: потребление материальных ресурсов, потребление энергии, образование и утилизация отходов, транспорт. Список индикаторов короток: - ВВП на душу населения, - доля инвестиций, в % от ВВП, - торговый баланс в товарах и услугах, - доля долга, в % от ВНП, - получение или предоставление помощи, в % от ВВП, - 4 показателя по материало- и энергоемкости, - 4 показателя по отходам, - использование транспорта. Минимальный список базовых индикаторов предлагается странам для апробирования и подготовки национальных программ. Пример структуры системы индикаторов «тема – подтема - индикатор» для России приведен в разделе 2.1.5., в таблице 3. ^ Широкое признание в мире получила система экологических индикаторов ОЭСР. Членами этой организации являются 30 экономически развитых государств Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Австралия, Канада, США, Мексика, Польша и др.). Страны ОЭСР развивают программу экологических индикаторов, начиная с 1990 г., на основе следующих требований: - согласование терминологии и концептуальных рамок, общих для стран ОЭСР; - идентификация и определения индикаторов по следующим критериям. Критериями для отбора индикаторов служат: 1) актуальность для реализуемой политики, 2) измерение этих индикаторов в большинстве стран, 3) регулярное использование их в аналитических обзорах и исследованиях по окружающей среде. Индикаторы используются для трех главных целей: отслеживания прогресса в показателях окружающей среды; лучшей интеграции экологических интересов в секторальную политику; лучшей интеграции экологических интересов в экономическую политику [3]. Типы индикаторов ОЭСР и сферы их применения представлены на рис. 1. Рис. 1. Типы и области применения индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Предполагается, что система индикаторов ОЭСР даст возможность прояснить связи между состоянием экономики и охраной окружающей среды, что позволит повысить информированность общественности и будет способствовать проведению интегрированной политики. В основе индикаторов ОЭСР лежит модель ДСР (давление-состояние-реакция). Модель ДСР (рис. 2) выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает лицам, принимающим решения, и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения возникающих проблем. Поэтому она представляет собой механизм отбора и организации показателей в удобной форме. Однако это не означает игнорирования более сложных отношений в экосистемах, а также экономико-экологических и социально-экологических взаимосвязей. Рис. 2. Схема модели «давление-состояние-реакция» [4]. Человеческая деятельность оказывает «давление» на окружающую среду и влияет на качество и количество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения через природоохранную, общеэкономическую и отраслевую политику и через изменения в общественном сознании и поведении («реакция на давление»). «Давление» включает опосредованное и прямое давление (то-есть использование ресурсов и выброс загрязняющих веществ и отходов). Показатели экологического давления тесно связаны с характером производства и потребления, они зачастую отражают интенсивность загрязнения или использования ресурсов, а также обусловленные этими процессами тенденции и изменения за определенный период времени. Их можно использовать для иллюстрации процесса разрыва связи между экономической деятельностью и обусловленными ей экологическими проблемами. Их также можно применять для оценки эффективности деятельности по достижению национальных целей и выполнению международных обязательств. Экологическое состояние связано с качеством окружающей среды и количеством и качеством природных ресурсов. Как таковые, они отражают конечную цель природоохранной политики. Показатели экологического состояния созданы с таким расчетом, чтобы давать обзор экологической ситуации и ее развития во времени. Примерами их являются: концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде; превышение критических нагрузок; влияние определенного уровня загрязнения на население или снижение качества окружающей среды и связанное с этим воздействие на здоровье людей; состояние флоры и фауны и запасов природных ресурсов. Индикаторы влияния выражают последствия от изменений в состоянии окружающей среды для тех, кто прямо или косвенно использует ресурсы окружающей среды. В качестве примеров можно привести индикаторы, влияющие на здоровье, затраты на очистку сточных вод, изменения в сельскохозяйственной продуктивности пахотных земель. Индикаторы влияния также включают временные параметры и индексы влияния на аспекты человеческого благосостояния. Широко известные примеры – валовый национальный продукт (ВНП), индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который является индикатором качества жизни. Показатели реакции отражают реакцию общества на экологические проблемы. Они связаны с коллективными и индивидуальными действиями и реакциями, направленными на смягчение, адаптацию или предотвращение отрицательного влияния на окружающую среду, вызванного человеческой деятельностью, или на сохранение природы и природных ресурсов. Примерами показателей общественной реакции являются: затраты на охрану окружающей среды, природоохранные налоги и субсидии, структура ценообразования, доля рынка, приходящаяся на экологически чистые товары и услуги, темпы сокращения загрязнения, уровень вторичной переработки продуктов. Модель ДСР ОЭСР легла в основу многих других систем индикаторов, в частности, Европейских индикаторов воздействия Евростата. Экологические показатели ОЭСР регулярно используются в обзорах природоохранной деятельности и других аналитических работах; с их помощью можно отслеживать процесс интеграции принятия экономических и природоохранных решений, анализировать политику в сфере охраны природы и оценивать результаты природоохранной деятельности. Кроме этого, они применяются в более широкой программе ОЭСР по разработке показателей устойчивого развития. ^ Система индикаторов, разработанная для улучшения управления природопользованием построена как и в схеме ОЭСР, (т.е. с использованием тех же четырех типов индикаторов: давление, состояние, воздействие, реакция) построена в Центральной Америке («Developing indicators. Experience from Central America». The World Bank, UNEP, CIAT 2000). Исследования осуществлены Всемирным Банком совместно с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) и Международным центром тропического сельского хозяйства (CIAT). Отличительная особенность проекта - представление индикаторов в виде геоинформационных систем, что делает материал более наглядным и облегчает планирование и принятие решений. Индикаторы отражают все сферы функционирования общества: экономическую, экологическую, социальную, эколого-экономическую, социально-экономическую, социально-экологическую, и их взаимодействие. Для соответствия институциональной структуре индикаторы организованы по основным проблемам развития - использование земли, вырубка лесов, потребление свежей воды, инфраструктура, природные катастрофы. Анализ осуществляется в три этапа: использование индексов, затем базовых индикаторов, и, наконец, дополнительных индикаторов. Всего было выделено 11 индексов, 68 базовых индикаторов и 114 дополнительных индикаторов, которые должны способствовать анализу для принятия решений. Индексы фиксируют проблему и необходимость дальнейшего анализа. Выделены следующие 11 индексов по проблемам и объектам: • Земля - индекс использования земли. • Леса - индекс риска для лесов. • Вода - индекс уязвимости водных ресурсов. • Биоразнообразие — степень освоенности земель. • Морские и прибрежные ресурсы - индекс риска для прибрежных территорий. • Атмосфера - индекс выбросов парниковых газов. • Энергия – использование электроэнергии на душу населения. • Социальное развитие - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). • Экономическое развитие - ВВП на душу населения. • Инфраструктура - индекс достижимости. • Природные катастрофы - индекс климатического риска. Предложенные индексы используются в различных исследованиях, в частности, в ежегодном докладе Института мировых ресурсов (World Resources Institute). Индексы построены на обобщении информации по каждой из выделенных проблем и объектов, как, например, ИРЧП, отражающий ожидаемую продолжительность жизни, образовательный уровень и доходы. Отбор индикаторов был также опробован применительно к лесному сектору стран Центральной Америки [1]. ^ Всемирный Банк можно назвать мировым лидером по индикаторам устойчивого развития. Ежегодный доклад Всемирного Банка «Индикаторы мирового развития» («The World Development Indicators») позволяет оценить продвижение к целям, поставленным ООН - экономическому росту и борьбе с бедностью. Показатели сгруппированы в 6 разделов:
Ключевые характеристики общего раздела, используемые для определения удельных показателей во всех остальных разделах, - численность населения, территория и ВВП. Все показатели представлены в динамике, начиная с 1980 г., что позволяет анализировать долгосрочные мирохозяйственные тенденции. Для изучения и сравнения развития стран мира анализируется информация по более чем 550 показателям. Из данных последнего доклада можно сделать вывод о начале преодоления глобального финансового кризиса 1997 г. и об отсутствии прогресса в снижении бедности в большинстве регионов мира. На основе «Индикаторов мирового развития» Всемирный Банк с 2000 г. выпускает краткий «зеленый» справочник («The Little Green Data Book»). Показатели из «зеленого» справочника Всемирного Банка для Российской Федерации за 2000 г. приведены в разделе 2.1.5. ^ Система индикаторов «тема – подтема - индикатор» для России приведен в таблице 2. Всего выделено 42 индикатора, из которых подавляющее большинство рассчитывается на основе официальных статистических данных и небольшая часть основана на ведомственной информации (Росгидромет) и разовых обследованиях и оценках. Таблица 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | Кафедра інженерії програмного забезпечення Необхідно розробити раціональний план створення програмного забезпечення (ПЗ) у відповідності з варіантом завдання, що наведені у... | ![]() | Программа социально-экономического развития муниципального образования Программа социально – экономического развития мо «Кильмезское» эа 2012 год (далее Программа) |
![]() | 1 Визначення параметрів приводу По необхідній потужності І частоті обертання приймаємо електродвигун 4А160S4У3 ( [1], с. 73, табл. Д6 ). Технічні характеристики... | ![]() | Программа для расчета «Сгибания. Построение эпюр» Простой интерфейс! + нужен сам код программы + рабочая программа. Язык программирование не важен |
![]() | Программа социально-экономического развития муниципального образования... Программа социально – экономического развития мо «Гуртлудское» на 2009 год (далее Программа) | ![]() | Економічний аналіз діяльності комерційних банків та рейтингова оцінка їхнього фінансового стану Наведених далі балансів комерційних банків (табл. 1), інформації про фінансові результати їхньої діяльності (табл. 2) та звіту про... |
![]() | Реферат Звіт по дп: 93 с., 66 рис., 25 табл., 12 джерел, 1 додаток:... В рамках даного дипломного проекту було розроблено проект підсистеми візуалізації для системи автоматизованого управління технологічними... | ![]() | Программа социально экономического развития мо «Муки-Каксинское» на 2010 год (далее Программа) Программа социально – экономического развития мо «Муки-Каксинское» на 2010 год (далее Программа) |
![]() | Программа социально экономического развития мо «Муки-Каксинское» на 2012 год (далее Программа) Программа социально – экономического развития мо «Муки-Каксинское» на 2012 год (далее Программа) | ![]() | Паспорт программы Наименование программы Программа социально-экономического... Разработка мер на 2012 год по повышению уровня жизни и социальной защищенности населения поселения |