Скачати 156.03 Kb.
|
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови і літератури в 2012 – 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 – 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 – 9 кл.» / Под ред. Н.Г. Озеровой. – Черновцы: Букрек, 2005. «Русский язык: 10 – 11 кл.» (уровень стандарта) / Под ред. Н.Г. Озеровой (см. веб-сайт МОН) «Русский язык: 10 – 11 кл.» (профильный стандарта) / Т.Я. Фролова (см. веб-сайт МОН) «Русский язык: 10 – 11 кл.» (профильный стандарта) / Е.П. Голобородько (см. веб-сайт МОН) «Литература (русская и зарубежная): 5 – 9 кл.» / Л.А. Симакова, В.В. Снегирева. – Черновцы: Букрек, 2005. «Литература (русская и мировая): 10 – 11 кл.» (уровень стандарта, академический уровень) / Л.А. Симакова, В.В. Снегирева (см. веб-сайт МОН) «Литература (русская и мировая): 10 – 11 кл.» (профильный уровень) / В.И. Силантьева, Т.Г. Бучацкая (см. веб-сайт МОН) для школ с украинским языком обучения «Русский язык: 5 – 9 кл.» / Н.Ф. Баландина и др. – Черновцы: Букрек, 2005. «Русский язык: 5 – 9 кл.» / И.Ф. Гудзик, В.А. Корсаков – Черновцы: Букрек, 2006. При планировании учебного материала следует внимательно изучить пояснительные записки к программам, в частности обратить внимание на вопросы, с контролем, резервными часами. Остановимся на наиболее актуальных вопросах школьных курсов русского языка и литературы, которые рекомендуем держать в поле зрения методических объединений учителей русского языка и литературы в течение учебного года. ^ Именно этот подход к изучению литературы позволяет учитывать особенности восприятия художественного текста современными юными читателями, строить обучение на основе диалога культур, способствовать осознанному усвоению школьниками курса литературы. Широта культурологического контекста определяется взаимодействием всех составляющих его контекстов: социально-исторического, философско-религиозного, литературно-художественного, искусствоведческого, лингвострановедческого, этнокультурологического и др. Представляется интересной и чрезвычайно плодотворной для школьной практики разработанная известным украинским методистом, автором учебников по литературе А.О. Мельник система видов учебной деятельности школьников, приемов их работы на уроках культурологической направленности.
На таком уроке очень важно организовать межтекстовое взаимодействие, чему способствует включение в круг обсуждаемых вопросов других произведений изучаемого автора, текстов писателей данной эпохи. Использование произведений разных видов искусства позволяет ярче, точнее воссоздать на уроке образ, дух, ценности определенного времени. Учителя-словесники успешно освоили методику работы с произведениями живописи на уроках литературы, развития речи. Включение музыки в ткань урока литературы дает учащимся возможность лучше почувствовать и понять тональность художественного произведения, в частности поэтического, разобраться в нюансах настроения персонажа. Представляется продуктивным после детального изучения текста обратиться к анимации, видеофрагментам спектаклей, документальных и художественных фильмов. Имеет смысл с помощью проблемных вопросов учителя и самих учащихся сопоставить литературные произведения с экранизациями, в том числе разных постановщиков, разного времени и т.д. Вызывают интерес школьников и творческие задания («Экскурсия по музею любимого литературного героя», «Дневник (письмо) героям (писателю, режиссеру») и т.п.). Рекомендуем проводить больше классных видов работы: сочинений-миниатюр, ответов на проблемные вопросы, цитатные диктанты и т.п. В последнее время в школьном курсе незаслуженно забыта оценка произведений критиками разных направлений – как современниками писателей, так и литературоведами более поздних периодов. Изучение литературы в культурологическом контексте способствует формированию литературной компетенции школьников:
Советуем изучить: Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе / В.А. Доманский. – М.: Флинта: Наука, 2002. Горбачевская С.Н. Проект как способ знакомства с мифологией и культурой Древней Руси. V класс / С.Н. Горбачевская // Литература в школе. – 2010. – № 3. Колокольцев Е.Н. Составление киносценария как прием школьного анализа литературного произведения / Е.Н. Колокольцев // Литература в школе. – 2010. – № 4. Черкезова М.В. Культуроведческий аспект литературного образования / М.В. Черкезова // Русская словесность. – 1998. – № 3. Мультимедийный урок Активное внедрение в практику обучения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) дает возможность использовать мультимедийный урок – такую форму организации образовательного процесса, которая позволяет с помощью технических средств (прежде всего компьютера) создавать полиинформационное пространство учебной темы, особенно по литературе. Мультимедийный урок может иметь такую ориентировочную структуру:
Применение ИКТ обеспечивает разнообразие и продуманность видов работы на каждом этапе урока: просмотр демонстрационно-энциклопедических программ, создание мультимедийных презентаций и Web-страничек, тренинги, промежуточное тестирование, самостоятельный поиск материалов, учебные проекты и мн. др. Приобретая информационную компетентность, учащиеся знакомятся с содержанием произведений русских и зарубежных авторов, входят в информационное пространство мировой литературы, получают знания о способах взаимодействия разных видов искусства. Использование визуальной информации на занятии оказывает положительный эффект на процесс обучения. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала способствует творческому осмыслению темы, повышает мотивацию учения. Вам поможет литература: Дячок С.О. Урок світової літератури і комп’ютер: 5 – 11 клас / С.О. Дячок. – Тернопіль: Мандрівець, 2011. Ісаєва О.О. Комп’ютер на уроці літератури як методична проблема / О.О. Ісаєва // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2009. – № 5. Тимашенко Н.А. Поэзия Серебряного века. Реализация проекта по технологии «Іпtel – навчання для майбутнього» / Н.А. Тимошенко, Н.Б. Чистякова // Русский язык и литература в школах Украины. – 2005. – № 8. Грищенко А.И. Формы дистанционного обучения в школьном курсе русского языка / А.И.Грищенко // Русский язык в школе. – 2011. – № 4. Докукина М.А. Использование компьютерных программ при изучении морфологии / М.А. Докукина // Русский язык в школе. – 2005. – № 6. Пашкова Г.И. Обучаем орфографии с помощью электронного пособия «Русский язык. 5 класс» / Г.И. Пашкова // Русский язык в школе. – 2005. – № 6. Портфолио в современной учебной деятельности Метод портфолио, который нашел применение в современной школе, интегрирован в систему оценки качества образования и связан с его индивидуализацией. Речь идет об объективном (количественном и качественном) оценивании реальных достижений учащихся и педагога, понятном не только участникам учебно-воспитательного процесса, но и широкой общественности. Благодаря работе с портфолио ученик регулярно оценивает свою работу, осуществляет мониторинг. Портфолио позволяет проследить этапы становления профессиональных интересов ребенка, не только увидеть уровень достижений, но и прогнозировать будущую профессию ученика, выстроить перспективу и т.д. Смещаются акценты с того, что учащийся не знает, не умеет, на то, что он знает, умеет, что получается у него лучше всего. Такой подход способствует формированию у школьников позитивной самооценки, установки на успешность. В состав ученического портфолио могут входить:
Портфолио учителя включает несколько разделов: 1. Документация, подтверждающая профессиональные достижения (копии документов об образовании, повышении квалификации, копии наградных документов, справки по результатам различного рода экзаменов, тестирования, проверок и пр., участия учителя и его учеников в олимпиадах, конкурсах, проектах). 2. Обобщение достижений научно-методической деятельности (описание творческой, проектной, исследовательской работы учителя и учащихся, опытно-экспериментальной работы; тексты, тезисы докладов, выступлений на конференциях, семинарах, заседаниях методических объединений и педагогических советов, соответствующие программы; планы (конспекты) авторских уроков, внеклассных мероприятий, соответствующие аудио- и видеозаписи; публикации; авторские программы факультативов, кружков и др.; тематические подборки литературы, аннотированные списки изученной литературы; отзывы учителей, коллег, учащихся, их родителей). О функциях данной технологии, способах ее внедрения подробнее – в литературе: Кузьменко Г.И. Средства неформального оценивания достижений учащихся по предмету. ^ Фещенко Т.С. Портфолио в современной учебной деятельности / Т.С. Фещенко // Русский язык в школе. – 2011. – № 3. Фещенко Т.С. Портфолио как форма оценки личностных достижений школьников / Т.С. Фещенко // Русский язык в школе. – 2011. – № 12. Портфоліо вчителя / упоряд. І.М. Рожнятовська. – К.: Видавничий дім «Шкільний світ», 2012. Портфоліо учня: 2-е видання, без змін / упоряд. І.М. Рожнятовська. – К.: Видавничий дім «Шкільний світ», 2011. Научно-исследовательская деятельность школьников в процессе обучения русскому языку и литературе Исследовательская деятельность учащихся помогает развивать их интерес к предмету, формирует навыки самостоятельного анализа филологического материала. Формы такой работы чрезвычайно разнообразны: написание рефератов и выступления на уроках-семинарах, т.е. не чтение, а публичное изложение содержания, участие в учебных проектах (индивидуальных и групповых), дискуссиях, учебно-исследовательских кружках, МАН и др. Тематика исследований должна быть нацелена на прирост знаний, отличаться новизной, актуальностью, вызывать у школьников интерес. И начинать здесь следует с тем сочинений, требующих самостоятельной аргументации. Приведем некоторые примеры тем сочинений (IХ – Х кл.) ^ Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») ^ Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза») Темы учебных исследовательских проектов ^ Фантастические мотивы и образы в художественной литературе Образ «маленького чеолвека» и его воплощение в произведениях русской класики ХIХ в. Сны героев и их художественные функции в литературных произведениях ^ «Испытание любовью» как средство характеристики литературного героя Мотив дороги и его философское звучание в произведениях русской классики ХIХ в. Следует обратить внимание на значимость и актуальность тематики лингвистических исследований учащихся, например: ^ Язык и стиль современных СМИ Языковой вкус эпохи Язык современной рекламы Язык и политика Язык и юмор Современный молодежный жаргон Гендерная специфика речи Индивидуальные особенности авторского стиля литераторов Исследовательская работа формирует у школьника научную картину мира, ценностные установки (отношение к языку как к национально-культурному феномену), развивает интеллект учащихся на универсальном лингвистическом материале. Чрезвычайно важны метапредметные результаты этой деятельности: выработка умений сопоставлять, анализировать, моделировать языковой материал из нескольких языков; навыков специальной работы с терминологией, словарями, справочниками. Рекомендуем обратиться к литературе: Зайцева И.П. Введение в лингвистическую проблематику: учебно-методическое пособие / И.П. Зайцева. – Изд. 3-е, доп. – К.: ООО «Информационные системы», 2010. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку / С.В. Абрамова // Русский язык в школе. – 2011. – №№ 5 – 7. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы / О.В. Донцова // Литература в школе. – 2008. – № 11. Дроздова О.Е. Развитие лингвистической активности школьников в разных предметных областях обучения / О.Е. Дроздова // Русский язык в школе. – 2010. – № 8. Драгун Е.Г. Проектная деятельность на уроке русского языка / Е.Г. Драгун // Русский язык в школе. – 2011. – № 12. Савицкая Д.А. Исследовательская деятельность учащихся по родному языку / Д.А. Савицкая // Русская словесность. – 2007. – № 7. Гац И.Ю. Лингвистическая подготовка школьников в современной языковой ситуации / И.Ю. Гац // Русский язык в школе. – 2012. – № 3. Думитраш О.В. Организация проектных лингвистических исследований старшеклассников в Молдавии в русле кросс-культурного подхода / О.В. Думитраш // Русский язык в школе. – 2011. – № 9. Целесообразно провести круглый стол «Новые стимулы для мотивации обучения школьников русскому языку». При подготовке возможно использование литературы: Коротаева Е.В. Педагогическая аксиология как основа духовно-нравственного воспитания / Е.В. Коротаева // Русский язык в школе. – 2011. – № 7. Челышева И.Л. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. 5 – 11 классы / И.Л. Челышева. – Х.: Изд. группа «Основа», 2011. Ульянов И.В. Формирование смысло-жизненных ориентаций учащихся на уроках русского языка / И.В.Ульянов // Русский язык в школе. – 2009. – № 2. Напомним о традиционных «филологических» праздниках: 21 февраля – День родного языка, 24 мая – День славянской письменности и культуры, 6 июня – день рождения А.С. Пушкина, 26 сентября – Европейский день языков, а также о некоторых датах литературного календаря:
Лоповок В.Л., методист з російської мови та літератури ЛОІППО 1 Если речь идет о переводах произведений мировой литературы. |
![]() | Методичні рекомендації щодо викладання інформатики в 2012-2013 навчальному році Викладання ... | ![]() | Методичні рекомендації щодо вивчення російської мови І літератури... Методичні рекомендації щодо вивчення російської мови І літератури у 2011 – 2012 навчальному році |
![]() | Методичні рекомендації щодо викладання математики в 2012-2013 навчальному році Навчання математики в 5-9 класах загальноосвітніх навчальних закладів у 2012/2013 навчальному році буде здійснюватися за програмами,... | ![]() | Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із українською... Настоящая программа разработана для курса русского языка, который изучается в 5–9 классах общеобразовательных учебных заведений... |
![]() | Методичні рекомендації щодо вивчення світової літератури в знз у 2013-2014 навчальному році Полтавський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені М. В. Остроградського направляє методичні рекомендації щодо... | ![]() | Методичні рекомендації щодо викладання української мови та літератури... Міністерством освіти І наукиУкраїни (лист №1/11-6611 від 23. 12. 2004 року): Українська мова. 5-12 класи /Автори Г. Т. Шелехова,... |
![]() | Методичні рекомендації щодо вивчення російської мови та інтегрованого курсу «Література» Організація навчального процесу в загальноосвітніх навчальних закладах з навчанням російською та іншими мовами національних меншин... | ![]() | Методичні рекомендації щодо викладання світової літератури в 2012-2013 навчальному році У процесі долучення школяра до літературних надбань людства педагог має усвідомити та пройти разом зі своїми вихованцями такі етапи... |
![]() | Методичні рекомендації щодо вивчення української мови І літератури... Методичні рекомендації щодо вивчення української мови І літератури у 2011 – 2012 навчальному році | ![]() | Методичні рекомендації щодо проведення Першого уроку в 2012-2013... Методичні рекомендації щодо проведення Першого уроку в 2012-2013 навчальному році |